Шрифт
Фон
Интервал
В школу — вместе
Нужна
помощь Нужна помощь
Хочу
помочь Хочу помочь

Учились и вдохновлялись: сотрудники культурных институций ОМК изучали опыт московских коллег в развитии инклюзии

Командировку по изучению опыта работы столичных музеев в сфере инклюзии для сотрудников культурных институций Выксы организовал благотворительный фонд «ОМК-Участие». Методическая поездка по обмену опытом прошла в рамках проекта по развитию Ресурсного центра по социокультурной инклюзии, который поддерживает Фонд президентских гратов. За два дня сотрудники Ресурсного центра, музея истории ВМЗ, культурного центра «Волна» и пространства Ex Libris посетили семь культурных точек Москвы, в которых представлены передовые практики работы с гостями с различными формами инвалидности.

Инклюзия, опыт московских музеев (1).jpgВ Государственном историческом музее выксунцы прослушали лекцию об основных понятиях инклюзии, а также изучили структуру работы учреждения. При небольшом штате сотрудников инклюзивного отдела в музее выстроена обширная инклюзивная программа, реализовать которую помогают волонтеры, большинство из которых – студенты московских вузов. Завершением встречи стал мастер-класс по изготовлению броши-стрекозы, образцом которой послужила драгоценность из фонда музея.

Медиаторы Дома культуры «ГЭС-2» провели для гостей из Выксы экскурсии по выставкам «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди» и «Не слитно, не раздельно». «ГЭС-2» – эффектное и эффективное пространство, продуманное для всех категорий посетителей. Здесь применяют тактильные модели, тифломаршруты, адаптированные материалы, универсальные алгоритмы работы. Кроме привычных категорий посетителей, предлагают программы, направленные на раскрытие творческого потенциала людей старшего возраста. Открытием стал опыт работы с малыми группами слабовидящих и незрячих посетителей: формирование пар (незрячий и зрячий) с обоюдного согласия и рассказ-впечатление от экспонатов в режиме «здесь и сейчас», обмен эмоциями.

В музее «Сенсориум» выксунцы сыграли в «Мафию в темноте», испытав незабываемый опыт доверия всем своим чувствам, кроме зрения. Страх перед неизвестностью сменялся радостью и азартом известной игры.

«Для меня эта игра стала открытием! Это был выход из зоны комфорта, я полностью погрузилась в абсолютную темноту. Непривычно, необычно, но классно. Думаю, что мы этот опыт возьмем в работу и проведем что-то похожее в нашем Пространстве», – рассказывает руководитель Ex Libris Ольга Ядуванкина.

Добрый музей Третьяковской галереи встретил прекрасной выставкой «Музей в музее», представляющей собой макеты домов-музеев, созданных художниками с особенностями ментального развития в возрасте от 10 до 29 лет. Интерес вызвали адаптированные настольные игры, книги-описания по одной картине, сенсорная игра по навигации в Московском метро и мечта всех сотрудников музея – «Тихая комната» или «Комната сенсорной разгрузки». Напомним, Добрый музей является партнером выксунского музея: прямо сейчас в музее истории ВМЗ проходит инклюзивная выставка «Портреты, люди, персоны», привезенная из Москвы и дополненная в Выксе.

В музее-усадьбе Николая Островского изучили экспозицию по биографии известного писателя, которая ярко раскрывает тему «Преодоления» людьми с инвалидностью. По примеру Николая Островского эти люди не сдались, а продолжили насыщенно жить и творить. Кстати, штат музея почти полностью состоит из людей с инвалидностью.

Инклюзия, опыт московских музеев (7).jpgОсновным вектором развития в музее-заповеднике «Царицыно» является тезис «Люди как люди». Сотрудники музея разработали тифлокомментарии к тактильным моделям, экскурсии на русском жестовом языке, посетителям же с особенностями ментального развития предоставляют адаптированные материалы, программы и мастер-классы. Важной частью стало обучение корректной терминологии сотрудников первой линии, которые первыми встречают гостей – администраторы, кассиры, сотрудники охраны и гардероба.

Центр «Зотов» – культурное пространство, расположенное в здании бывшего хлебозавода № 5 – встретил не хлебным ароматом, а запахом женщины в большом городе. Выставка «Красная Москва. Женщина в большом городе» познакомила с парфюмерной индустрией в России 1920-1930-х. Ольфакторные (запахи, ароматы) объекты на выставке доступны для всех гостей. Главное, по словам кураторов, определить оптимальное время для посещения: спецгруппам необходимо больше пространства и для комфортного передвижения, и для нормального взаимодействия с переводчиком. Инклюзивной составляющей Центра стал уникальный киноклуб, который курирует сурдопедагог, сценарист, драматург Полина Синева. Обязательной частью встреч является обсуждение фильмов на жестовом языке.

Насыщенная рабочая программа в различных культурных точках Москвы наглядно продемонстрировала инструменты выхода за рамки традиционных музейных практик для создания социокультурного взаимодействия самых разных людей. Коллеги поделились методическими разработками, грамотными примерами-советами и нестандартными подходами в стандартной работе.

«Методические поездки – важная и неотъемлемая часть нашей работы. Это уже третья и с каждым разом мы все больше и больше убеждаемся в их важности: такие выезды позволяют нам не только увидеть на практике успешные инклюзивные программы, но и обменяться ценным опытом с коллегами. Смотрим сами и, в свою очередь, рассказываем о своей работе в Выксе, а заодно и приглашаем в наш замечательный город. Особенно приятно и ценно, что у нашей команды возникло множество идей, которые мы планируем воплотить в жизнь уже до конца года. Следите за нашими новостями в группе Ресурсного центра и присоединяйтесь к нашему пути!», – отмечает руководитель Ресурсного центра по социокультурной инклюзии в Выксе Карина Крохина.

Инклюзия, опыт московских музеев (5).jpg