Сталь, археология и музей быта: арт-резиденция «Выкса» представила финалистов ежегодного опен-колла

В этом году в резиденцию поступило рекордное количество заявок – более 300 – из 35 городов России и 5 стран: Мексики, Турции, Армении, Иордании и Казахстана. Каждый художник должен был указать в заявке, как именно он планирует работать с локальным контекстом Выксы и вовлекать в художественные практики местных жителей. В списке самых популярных идей оказались металлургия и исследование «промышленной идентичности» города, семья и память, история Выксы в момент основания и в советский период, ее водные ресурсы. Финалистами стали семеро художников: Алина Десятниченко (Краснодар) и Ольга Широкоступ (Москва), Юлия Шафаростова (Краснодар), Ася Заславская (Москва), Хоб Санчес (Какалько, Мексика), Никита Этогде (Нижний Новгород), Антон Чумак (Санкт-Петербург). Они будут поочередно пребывать в резиденции с 1 марта по 26 декабря 2024 года, в том числе – примут участие в «Выкса-фестивале», который состоится летом.

С этого года был продлен срок пребывания в резиденции – теперь он составляет от 6 до 8 недель и позволяет глубже ознакомиться с контекстом и проработать финальный проект. Всё это время художники будут жить и работать в модернитстском здании резиденции в Выксе, пользуясь поддержкой кураторов, а также технической и финансовой помощью в производстве объектов искусства. 

«Резиденция показывает, как велика роль маленького отдельно взятого города и его жителей в глобальной культуре. У художников прекрасно получается выстраивать связь между личными историями горожан, мифологией местности, характерными для нее ремеслами — и “большими” идеями, и проблемами общества нашего времени. Наша цель – направить внимание искусства на локальный контекст, который слишком часто остается забытым и изолированным. Выкса  лишь пример такого контекста и повод для художников не бояться пускаться в исследования за пределами больших городов и их трендов»,  рассказала Ирина Седых, председатель попечительского совета фонда «ОМК-Участие», учредителя резиденции. 

О художниках и работах

Финалист опен-колла мексиканец Хоб Санчес планирует создавать скульптуры из стали, которую производит Выксунский металлургический завод. Санчеса можно назвать опытным художником: он участвует в выставках и резиденциях с 2008 года, причем не только в Мексике, но и Венгрии, Грузии, Норвегии и Литве. 

Хоб Санчес _ Проект для резиденции.jpg

Другой финалист с богатым портфолио — Антон Чумак, принимавший участие в Cosmoscow, Московской биеннале современного искусства, номинант на премии Кандинского и Сергея Курехина. Чумак тоже хочет работать с выксунской сталью. Его проект отталкивается от конструкций Владимира Шухова и предполагает создание футуристичной композиции высотой от 4 до 6 метров. 

Антон Чумак.jpg

В числе самых молодых финалистов опен-колла – 25-летний Никита Этогде из Нижнего Новгорода. Архитектор по образованию, Никита рисует как в студии, так и на улице, вдохновляясь старым городом, деревянными зданиями, «заброшками» и случайно найденными вещами. В Выксе его привлекает история места. Художник задумал геологическое и археологическое исследование, к которому его подтолкнули легенды о подземных ходах основателей города братьев Баташевых  по слухам, они начинались под особняком (ныне – музей истории ВМЗ) и тянулись чуть ли не до окрестных селений. 

Никита Этогде.jpg

Единственную арт-группу в числе финалистов представляют Алина Десятниченко и Ольга Широкоступ. Их цель – организовать трехдневную закрытую лабораторию для жительниц Выксы, посвященную памяти. Участницы поговорят о том, как память передается из поколения в поколение, какую роль в ее сохранении играют женщины и в чем истинный смысл так популярных сегодня «женских практик». 

Алина Десятниченко и Ольга Широкоступ.jpg

Тоже с памятью – но в другом ракурсе  будет работать Ася Заславская. Художница планирует реализовать два проекта, связанных с «архитектурой» православных икон и природными объектами, наделенными духовным смыслом. 

Ася Заславская.jpg

Еще одна финалистка  Юлия Шафаростова  тяготеет к более повседневным вещам. Ее проект — стихийный музей выксунского быта, который художница планирует собрать из товаров народного потребления позднего СССР.

Юлия Шафаростова.jpg

С контекстом Нижегородской области будет работать Кирилл Гаршин – ему он интересен с точки зрения флоры и фауны и создания карты загробного мира области с местным растением и животным.

-5323493770643232439_121.jpg