Инклюзивный этикет: как общаться с людьми с инвалидностью?

Благотворительный фонд «ОМК-Участие» и администрация городского округа Выкса в рамках соглашения о взаимодействии по развитию инклюзии представляют серию информационных материалов, которые помогут узнать больше о понимании инвалидности, инструментах адаптации пространств и мероприятий, тонкостях общения и многом другом. Чтобы наиболее полно раскрыть каждую тему и привести нужные примеры, мы обратились к экспертам в различных областях. Если у вас останутся вопросы, касающиеся инклюзии, напишите нам и мы постараемся найти ответы.

Как общаться с людьми с инвалидностью?

DSC03134_1.jpgВ 2000 году группе молодых людей с различными формами инвалидности из 20 регионов России предложили написать о том, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово или выражение. По мнению опрошенных, распространенное выражение «прикован к коляске» ассоциируется с чувством обреченности, с понятием «цепи». Слова «глухонемой», «немой» подразумевают невозможность общения, контакта. Выражение «больной» невольно предполагает, что человек «беспомощный» и его «надо лечить». Слова «паралитик», «неполноценный», «однорукий», «безногий» вызывают сочувствие и жалость. «Калека» и «даун» провоцируют брезгливость и отторжение, чувство страха. Такие слова как «псих», «слабоумный», «ненормальный» ассоциируются с непредсказуемостью, опасностью и, как следствие, вызывают страх.

Речь тесно связана с тем, что думает и как ведет себя человек по отношению к другим. Многие привычные нам слова, понятия и фразы, в том числе употребляемые по отношению к людям с инвалидностью, являются «ярлыками» и стереотипами. Важно понимать: эти фразы некорректны и могут обидеть людей с инвалидностью!

Чтобы изменить ситуацию, эксперты стремятся выработать культуру инклюзии, привить этически выдержанную и грамотную терминологию. Корректно ли говорить «слепой»? Как объяснить неслышащему человеку правила заполнения документов? Стоит ли просить человека с инвалидностью проходить без очереди? Как вообще обращаться к людям с инвалидностью, чтобы никого не обидеть и при этом не выглядеть нелепо? Оказывается, все довольно просто.

 Принцип «Человек – прежде всего»

DSC02453.jpg– Важно правильно расставить акценты в вопросах понимания инвалидности. В речи не должно быть ноток помощи и тем более жалости. Равное отношение поможет создать условия, которые позволяют людям с инвалидностью чувствовать себя полноправными участниками во всех аспектах общественной жизни, – рассказывает Михаил Новиков, руководитель отдела трудоустройства людей с инвалидностью региональной общественной организации «Перспектива» и партнер по проекту «Выкса. Работа есть». 

Говоря об инвалидности, на первое место мы ставим личность человека, о котором идет речь: человек, ребенок, ученик – и только потом добавляем – с инвалидностью (с аутизмом, с синдромом Дауна). Это важно, потому что личность человека, его индивидуальные качества важнее, чем факт инвалидности.

Каждый человек обладает набором социальных ролей: мама, отец, школьник, посетитель музея, незрячий, человек с инвалидностью и так далее. Ставя на первое место социальную роль, которая не связана со здоровьем, мы проявляем уважение к личности человека. Выделяя социальную роль, которая связана только с инвалидностью – мы подчеркиваем именно это, отрицая остальные роли. Делать уточнения, касающиеся инвалидности, важно только тогда, когда это действительно необходимо.

Терминология. Допустимые и некорректные формулировки.

Еще одно важное правило: не используйте слово «инвалид». Это определение дословно переводится как «не способный», «не ценный». Также не следует употреблять формулировки, которые содержат негативную окраску: «нарушение», «ограничение», «заболевание», «человек с ограниченными возможностями».

В общении с человеком с инвалидностью, используйте те же слова и выражения, что и с любым другим:

·         учитель, передвигающийся на инвалидном кресле-коляске, приходит в школу, проходит в зал;

·         незрячий смотрит кино, смотрит выставку и осматривает экспонаты;

·         глухой говорит на жестовом языке, слушает музыку (даже если этот процесс заключается в считывании вибраций и тактильном ощущении ритма).

Если вам неудобно использовать эти термины, можно найти нейтральные слова. Пример: незрячие посетители экскурсию, ознакомились с выставкой.

Памятка инклюзивность.jpg

Как сравнить корректно?

Если нужно сравнить детей с инвалидностью и без, сделать это нужно корректно. Противопоставление людей с инвалидностью «нормальным» и «здоровым» людям звучит обидно: это автоматически означает, что люди с инвалидностью – не такие. В этом случае можно просто сказать: люди с инвалидностью и без (инвалидности).

– Отдельно скажу о выражении «человек с ограниченными возможностями». Называя кого-либо таким образом, мы подразумеваем, что есть еще и «люди с неограниченными возможностями». Но таких людей не существует. Есть термин «человек с ограниченными возможностями здоровья» или «человек с ОВЗ». Это медицинский термин, но благодаря конкретизации он все же более уместен, хотя я его тоже не рекомендую использовать, – отмечает Михаил.

 Несколько советов

7c39aa7b-3522-41c8-850e-673a58c00098.jpg1. Не ориентируйтесь на стереотипы.

Говоря о людях с инвалидностью, люди склонны делать обобщения, основываясь на стереотипах, существующих в обществе. «Все люди с синдромом Дауна – добрые». «Все незрячие – музыкальные или работают массажистами». «Все люди с аутизмом разбираются в математике». Подобных обобщений следует избегать. Они не соответствуют действительности и могут обидеть человека с инвалидностью.

2. Общаясь с человеком с инвалидностью, всегда обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему.

3. Не задавайте посетителю с инвалидностью вопросы о состоянии его здоровья и обстоятельствах, которые привели к инвалидности.

4. Общаясь с человеком с ментальной инвалидностью, говорите на равных, ориентируясь на его фактический возраст.

5. Объясняйте свои действия.

Если вы хотите помочь или вам необходимо запретить человеку совершать какое-то действие, указывайте причину. Выбирайте формулировку, которая будет указывать на внешние причины, не связанные с человеком или с его формой инвалидности.

6. Будьте доброжелательны и предлагайте помощь. Не помогайте, если помощь не требуется. Если хотите помочь, вначале спросите, необходима ли ваша помощь. Если нужна – спросите, что и как делать, после этого действуйте. Если вы не поняли, не стесняйтесь — переспросите.

7. Не стесняйтесь спрашивать, как правильно обращаться к людям с инвалидностью, у них самих.

8. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.

9. При общении с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, то не забывайте назвать себя и пояснять, к кому в данный момент вы обращаетесь. Обязательно предупреждайте вслух, когда отходите в сторону (даже если отходите ненадолго).

10. При знакомстве с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку (при необходимости левую, а не правую) – даже тому, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом.

11. Инвалидная коляска, костыли, трость, собака-проводник — это часть неприкосновенного пространства людей с инвалидностью. Не дотрагивайтесь до них! Собака-проводник работает, а не просто украшает человека с инвалидностью – не надо ее гладить, кормить, если этого не разрешил хозяин.

12. Разговаривая с человеком на инвалидной коляске или человеком маленького роста, расположитесь так, чтобы глаза были на одном уровне.

13. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите прямо в глаза и говорите четко, не кричите. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет и вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы вам ничего не мешало и ничто не заслоняло вас. Но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Если хотите узнать, читает ли человек по губам, то просто спросите его об этом

14. Обращайтесь к детям и подросткам с инвалидностью по имени, к взрослым – по имени и отчеству, то есть точно так же, как и к другим людям без инвалидности (равноправно, без снисходительности, опеки и покровительства).

15. Если что-то не поняли, не уверены, как себя вести и как говорить — не стесняйтесь, спросите об этом собеседника с инвалидностью. Это будет лучше, нежели он заметит неловкость в общении с ним или услышит от вас неприятное, обидное для себя выражение.

16. Будьте добры ко всем без исключения. Это залог успешного общения.
Best_045.jpg