«Человек должен уметь летать». Выксунцы начали работать над главным театральным проектом «Выкса-фестиваля»

В Выксе открылась творческая лаборатория театрального режиссера Бориса Павловича. Ее результат — спектакль в жанре «мокьюментари» — станет одним из главных событий будущего «Выкса-фестиваля». Выксунцы выступят соавторами постановки — а также сыграют в ней все роли. 

63 (1).jpgВ основе лаборатории Павловича лежат идеи Александра Сухово-Кобылина, драматурга, написавшего — а затем поставившего в домашнем театре в Выксе — знаменитую комедию «Свадьба Кречинского». Помимо драматургии, Сухово-Кобылин всерьез увлекался космизмом. Последователи этого движения мечтали о дирижаблях, пригодных для покорения далеких планет, воскрешении мертвых и персональных летательных аппаратах для каждого человека. Однако кроме этих экстравагантных даже для нашего времени идей, космисты предугадали развитие технологий и внесли большой вклад в литературу, живопись, естествознание, музыку XIX и XX века. Среди известных русских космистов — ученый-самоучка Константин Циолковский, философ Владимир Соловьев, художник Николай Рерих, композитор Сергей Рахманинов, а также Достоевский, Толстой, Тютчев и многие другие.

«Космисты были уверены: мы не летаем и не выходим в космос только потому, что боимся себе это позволить, — рассказывает Павлович. — Они разрешали себе фантазировать, выдумывать то, что другим казалось глупым. Именно этим мы и будем заниматься в рамках лаборатории: сочинять то, чего на свете нет».

Сюжет спектакля Павловича будет разворачиваться на улицах Выксы и захватит реальный контекст — завод, леса, искры металла — и обычных горожан. Этот повседневный пейзаж предстоит дополнить «космическими» деталями. Вот гости с других планет сели в густом лесу; дети в школах изучают преодоление левитации, а взрослые спешат на практикум по бессмертию или мастер-класс по запоминанию своих снов. 

Жанр постановки — мокьюментари — пришел в театр из кинематографа, где обозначает «псевдодокументальное» кино. Зритель видит будто документальные кадры, которые режиссер «дорисовывает» никогда не происходившими явлениями и событиями. Своего рода мокьюментари в литературе можно назвать научную фантастику, где сюжет развивается благодаря технологиям, которые в реальности пока не придумали. 

photo_2024-02-02_11-21-56.jpgПервые занятия творческой лаборатории прошли в формате кастинга. Его участникам Павлович дал задание прийти «в костюме самого себя», принести предмет или музыкальный инструмент, звук которого нравится, а также рассказать о своей сбывшейся или несбывшейся мечте. В результате была сформирована актерская труппа спектакля — она будет работать над ним в формате еженедельных интенсивов вплоть до премьеры на «Выкса-фестивале» этим летом. Площадкой для спектакля станет Гимназия №14 (улица Красные зори, 51А) — планируется, что действие займет все пространство школы. 

Вместе с актерами в спектакле задействована и профессиональная постановочная команда: драматург, композитор, театральный педагог, художники по костюмам, сценографии, видео и свету. 

«Я люблю сочинять театр с разными людьми — в том числе с теми, кто никогда не занимался театром ранее. Спектакль в Выксе — не исключение. В данный момент нет даже пьесы, по которой он будет поставлен. Все это мы создадим вместе с выксунцами, которые будут одновременно актерами и соавторами этого проекта», — объясняет Павлович. 

Основные занятия творческой лаборатории начнутся через несколько недель и будут совмещать в себе театральное мастерство, сценографию, книжный клуб и другие практики. Их ведущими станут: